Духовно-нравственный фактор как основа здоровья человека


уход за собой любимым/любимой.

 
1
 

Духовно-нравственный фактор как основа здоровья человека

17 сен 2011, 18:03

Как следует из преамбулы Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Традиционно душевное благополучие связывают с душой, духовным состоянием и психикой человека.
К основным факторам, влияющим на здоровье человека, относят следующие группы:
1) духовно-нравственные факторы – духовность, вера, мораль (этика), религия, духовная музыка, молитва, духовная информация, четвёртое и пятое поколение прав человека;
2) биологические факторы – пол, возраст, конституция, генетика и наследственность;
3) природные (экологические) факторы – качество окружающей среды, климатические, гелиогеофизические показатели, антропогенное загрязнение и пр.;
4) социальные (социально-экономические) факторы – образ жизни (питание, физические нагрузки, распорядок сна, режим труда и отдыха, жилищно-бытовые условия), законодательство, политика, здравоохранение, миграционные процессы, система образования и культуры, спорт, первое-третье поколение прав человека и т.д.;
5) информационный фактор – знания, информация, СМИ, Интернет, реклама и т.д.
Вышеперечисленные факторы влияют не только на физическое, но и на духовное, нравственное здоровье человека. Западная и российская наука значимое место в формировании здоровья отводит социальным факторам, улучшение которых напрямую повышает уровень общественного здоровья. Такое отношение к социальным факторам связано с тем, что современная западная цивилизация, на которую равняется наша наука, базируется на материалистических ценностях, которые составляют основу первого-третьего поколения прав человека. Первое-третье поколение прав человека является «изобретением» Запада и США в ходе буржуазных революций (конец XVIII-XX вв.), а не России [1,с.38-40].
В отличие от современной науки, Платон в своё время придавал духовным факторам решающее значение в излечении физических недомоганий. С этим нельзя не согласиться.
В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира» [2,с.39]. Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские и мусульманские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития. Например, А.И.Солженицын в одной из передач на общественном телерадиовещании «Узел», которая состоялась 11.12.1998г., сказал: «Религия – это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, когда вырождается духовно [2,с.87].
В.Д.Попов в своих работах указывает, что вера выступает субстратом энергоинформационного выражения силы духа нации (эгрегором) [3,с.9,78]. Материя не может существовать без духа. При этом в науке имеет место парадигма тождества материи и духа [6,с.32].
Религия, провозглашая духовные и нравственные ценности, выступает против половой распущенности, нравственных пороков, аморального образа жизни, которые ведут к нравственному разложению общества и болезням (венерические заболевания, алкоголизм, наркомания и т.д.). Верно указывает Г.Н.Манов, что «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечёт за собой нравственную деградацию общества …, ибо в конечном счёте и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» [7,с.128].
Например, во время молитвы человек находится в изменённом состоянии сознания
(четвёртое состояние мозга - молитвенное), которое благотворно влияет на душевное и физическое здоровье. Аналогичным эффектом обладает и духовное песнопение, которое используется в психотерапии.
В целом можно сказать, что религия обеспечивает духовное и нравственное здоровье человека. По нашему мнению, духовно-нравственное здоровье составляет фундамент физического здоровья человека.
Восточная медицина к основным факторам, составляющим здоровье человека и нации, относит образ мыслей, образ жизни и образ питания. Под образом мыслей понимается правильное мировоззрение, чистые и положительные мысли. Как пишет В.И.Кудашов, «образ мысли – это та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного психического здоровья» [4,с.25-28].
В России в конце XX-начале XXI вв. были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [8,с.47-49;9,с.199-203]. Указанные новые поколения прав человека обращают внимание современной науки на то, что духовно-нравственные факторы, влияющие на здоровье человека, имеют место и их нельзя игнорировать.
Не менее важным фактором, влияющим на здоровье населения, является информационный фактор. Передаваемая информация может по-разному влиять на человека. Передача отрицательных образов (информации) негативно воздействует на человека, приводит к появлению различных заболеваний и даже к смерти. Обратным эффектом обладает положительная информация или образ. Примером может служить действие молитвы и икон. По указанным выше причинам система образования и воспитания, а также средства передачи информации (книга, кино, средства массовой информации и т.д.) имеют важное значение в формировании личности [5,с.196-198]. Социальная пропаганда здорового образа жизни способствует укреплению здоровья населения, а реклама негативной информации, например, алкогольных напитков, табака, использование презервативов, приводит к увеличению лиц, ведущих беспорядочную половую и нездоровый образ жизни.
Таким образом, из вышеизложенного видно, что существенную роль в формировании здоровья человека и нации играют духовно-нравственные факторы.

Список литературы

1. Ивентьев С.И.Казань как Духовно-правовой центр России//Вопросы развития современной науки в России: Сборник научных статей. – Бугульма: НО «ФӘН-НАУКА», 2011. - С.38-40.
2.Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга первая: Система полевой саморегуляции. – СПб.: АО СФЕРА, 1993. - С.39.
3.Попов В.Д. Духовно-информационная сила эгрегора. –М.: Изд-во РАГС, 2010. –С.9,78.
4.Кудашов В.И.Медицинский взгляд на философию//Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 4: фундаментальное и прикладное: сборник материалов 4-й ежегодной научно-практической конференции. –М.: Изд-во «Принтберри», 2010г.- С.25-28.
5.Ивентьев С.И. Права человека. Реклама// Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых учёных и студентов "Инновации. Интеллект. Культура" (Тобольск, 15 октября 2010г.). - Тюмень: Библиотечно-издательский комплекс ТюмГНГУ, 2010. - С.196-198.
6.Югай Г.А.Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии.Общая метафизика: учеб.пособие с хрестоматией/Г.А.Югай. – М.: Крафт+, 2007. - С.32.
7.Манов Г.Н. Теория права и государства. – М.: Изд-во БЕК, 1995.- С.128.
8.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. – Караганда: Издательство КарГУ. 2010. -С.47-49.
9.Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. N 3. 2010.- С.199-203.

Ивентьев Сергей Иванович
Ивентьев Сергей
наблюдатель
Рейтинг:
13.00
 
Сообщения: 3
Регистрация: 17 сен 2011, 17:52


Вернуться в Здоровье и красота



 

  •  Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Кто сейчас онлайн

Сейчас этот раздел просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3




Реклама:



Чтобы оценивать посты Вам нужно залогиниться или зарегистрироваться.
Вы не можете оценивать свои посты.
Вы уже оценивали этот пост.
Вы достигли лимита оценивания постов за сегодня.